Психологический тренинг как метод практической психологии

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Под тренинговыми группамив настоящее время пони­мают все специально созданные малые фуппы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентиро­ванный на оказание помощи каждому в решении разнооб­разных психологических проблем и в самосовершенство­вании (в частности, в развитии самосознания).

Групповой психологический тренингпредставляет собой совокупность активных методов практической психоло­гии, которые используются с целью формирования навы­ков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической пси­хотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда со­матических заболеваний, так и в работе с психически здо­ровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он пони­мался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического програм­мирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое опре­деление тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учеб­ную и игровую деятельность, проходящие в условиях мо­делирования различных игровых ситуаций» (1996. С. 144).

Расширение границ использования этого понятия связа­но, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значите­льно более широкого по сравнению с ранее определявшими­ся целями (развитие компетентности в общении). Так, целя­ми специально организованных тренингов становятся лич­ностный рост, обучение новым психологическим техноло­гиям или отработка новых поведенческих паттернов.

Специфическими чертами тренингов,позволяющими выделять их среди других методов практической психоло­гии, являются:

• соблюдение ряда принципов групповой работы;

• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исхо­дит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

• определенная пространственная организация (чаще все­го — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

• акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в си­туации «здесь и теперь»;

• применение активных методов групповой работы;

• объективация субъективных чувств и эмоций участни­ков группы относительно друг друга и происходяще­го в группе, вербализованная рефлексия;



• атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинги, будучи формой практической психологиче­ской работы, всегда отражают своим содержанием опреде­ленную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые за­нятия. Таких парадигмможно выделить несколько:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры,при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи поло­жительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. Тренинг как тренировка,в результате которой проис­ходит формирование и отработка умений и навыков эф­фективного поведения;

3. Тренинг как форма активного обучения,целью кото­рого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Тренинг как метод создания условий для самораскры­тияучастников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени умень­шения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознан­ности участников группы.


5299318042712816.html
5299360542481959.html
    PR.RU™