Синонимичное употребление предлогов

Синонимичное употребление предлогов можно наблюдать в оборотах типа отчитаться в работе/о работе, направить на лечение/для лечения, в последнее/за последнее время. Выбор того или иного предлога может быть связан со стремлением подчеркнуть какой-то оттенок мысли.

Так, в сочетании со словами, называющими транспортные средства, возможно употребление предло­гов в, на. Если говорящему нужно указать на нахож­дение внутри (или направленность внутрь) транспортного средства, используется предлог в: встретиться в метро . Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо указать на вид тран­спортного средства (а не на нахождение внутри): лететь на самолете, плыть на лодке, ехать на метро.

Смысловые различия между оборотами с разными предлогами могут быть и не столь очевидными. На­пример, разница между выражениями за отчетный период и в отчетный период улавливается с трудом: за отчетный период 'за все время, взятое целиком как нерасчлененный отрезок времени'; в отчетный период 'на протяжении всего времени, в каждый из отдельных моментов'.

Конструкции с синонимичными предлогами могут различаться стилистической окраской. Так, обороты служить на театре, пойти в концерт воспринимаются как устарелые. Стилистическую окраску книжности имеют новые отыменные предлоги типа в направлении, в целях, по линии, со стороны, широко использую­щиеся в деловой речи.

Выбор предлога, следовательно, выбор одной из двух или нескольких параллельных конструкций, в ряде случаев вызывает трудности. Как правильно: отзыв о работе или отзыв на работу? с целью повы­шения или в целях повышения? В большинстве слу­чаев выбор того или иного предлога определяется традицией; он обусловлен также контекстом, лексико-грамматическими связями слов, составляющих сочетание. Например, выражение в адрес кого-либо 'по отношению к кому-л.' считается разговорным, однако оно широко употребляется и на практике вытесняет выражение по адресу кого-либо во всех языковых стилях, особенно в деловой речи. Встречающиеся в деловой речи обороты говорить за то, свидетельствовать за то (следует: о том) — просторечные.

Конструкции типа предназначать на/для различаются оттенками смысла; ср.: использовать на мест­ные нужды/для местных нужд. Предлог на в боль­шей степени говорит о сфере использования, предлог для — о целевой направленности.

Выражения в целях/с целью чего-либо различаются степенью конкретизации понятия. Форма множест­венного числа подчеркивает общую целевую направ­ленность; предлог с целью способен уточнить цель действия. Кроме того, предлог в целях сочетается с отглагольными существительными, а предлог с целью — с неопределенной формой глагола: в целях обеспечения..., с целью обеспечить... .



ЗАДАНИЯ

17. Допишите следующие слова.

Бел... лебедь; крупн... жира... (жираф или жирафа?); объемист... бандероль; импортн... шампунь; стар... мозоль; отличн... картофель; шелк... тюль.

18. Допишите окончания.

Необыкновенно длинн... боа — гордость нашего террариума. Ей подарили страусов... боа. Маленьк... пони звали Кити. У мое... протеже — красивое платье. Вскоре мы увидели известн... нам по «Доктору Айболиту» Лимпопо. В 1955 году МГУ празднова... свое двухсотлетие.

19. Укажите официальные словообразовательные варианты приведенных слов.

ассистентка

корреспондентка

пенсионерка

переводчица

учительница

20. Запишите сложносоставные слова в родительном падеже.

Автомат-закусочная; телефон-автомат; бал-маскарад; диван-кровать; плащ-палатка; плащ-пелерина; шеф-повар; яхт-клуб; торт-мороженое.

21. Допишите окончания.

У нашей Катеньки от женихов отбо... нет. Хозяйка протянула гостю чашку ча... В магазинах появилось много сортов ча... Депутат наделал шум... — Я чуть не умер со смех... Взвесьте, пожалуйста, килограмм творог... Производство творог... возросло. В цех... было чисто, уютно. Я давно не был в отпуск... Положи в суп головку лук... На ложечку воды — капельку мед... — вот и отличное лекарство для глаз. В мед... много целебных свойств. Час от час... не легче.

22. Запишите приведенные слова в форме родительного падежа множественного числа.

Басня, бриджи, вафля, гольф, квашня, колено (часть ноги), кочерга, кушанье, носок, оладья, петля, перепутье, подмастерье, половодье, поместье, рейтузы, сапог, свадьба, свеча, снадобье, таможня, туфля, чулок, грузин, румын, чукча, якут.


23. Образуйте краткую форму имен прилагательных в мужском роде.

Безвременный, двусмысленный, долговременный, разновременный, своевременный, сокровенный.

24. Образуйте сложные имена прилагательные, используя элемент дву- или двух- и следующие имена существительные:



борт, вид, ведро, век, состав, тумба, цилиндр.

25. Образуйте имена прилагательные, используя элемент меж- или между- и следующие имена существительные:

вуз, город (телефонная станция), завод, континент, этаж, школа, река.

26. С какими из приведенных слов можно употребить собирательное числительное двое?

Мальчики, учительницы, очки, врачи, волки, волчата, ножницы, гусли, девочки, грабли, министры.

27. Запишите приведенные словосочетания в форме родительного падежа.

Обе улицы, оба столба, обе танцовщицы.

28. Запишите словами числа в форме творительного падежа; для двух последних используйте слова: полтора, полтораста.

355445; 1,5; 150 рублей.

29. Запишите словами числа в форме именительного падежа.

2 2/5 м; 5 м; 2 2/3 кг; 10 кг; 24,6%; 20%.

30. Какие из указанных в скобках форм местоимений нужно употребить в предложениях?

У ... (нее — ней) особенная походка. Она прошла мимо ... (него — его). Относительно ... (него — его) вопрос давно решен. При помощи ... (нее — ее) ему удалось избавиться от меланхолии. Она значительно младше ... (него — его). У (них — их) двое детей.

31. Закончите словоформы.

— Хватит тебе лебезить. — Я не лебе...

— Ты наяву грезишь. — Я не гре...

— Перестань гудеть. — Я не гу...

Если вам надо что-то положить, то как вы выразите это в форме 1-го лица настоящего времени: — Я ...

32. Допишите словоформы.

Я мечтаю учредить фонд помощи учителям и обязательно учре... его. Не беспокойтесь, я скоро выздоров... О своем приходе я обязательно предупре... тебя.

33. Допишите формы повелительного наклонения.

Вылож... все из карманов. Эту работу законч... как можно быстрее. Эти мысли выброс... из головы.

34. Вставьте пропущенные буквы.Укажите возможные варианты и ситуации их применения.

Этот пункт договора мы не стали обусл...вливать. Перед боем противник начал сосредот…чивать свои силы. Я не стал его осп…ривать. Не надо было его уполном…чивать.

35. Вставьте пропущенные буквы.

Директор школы и завуч организова... бал-маскарад. Директор фирмы вместе с кассиром уеха... в банк. Ряд депутатов в ходе прений по повестке дня вне… ценные предложения. Большинство разъехал…сь по домам. Ряд мер уже приня… по заявлениям клиентов. Немало испытаний выпа… на его долю. Тысяча человек вышл… на митинг. Зимни... холод и стужа мне нипочем.Над прахом учителя все ученики склонили голов... . Мое хобби — русск... литература и история. Московский и Новосибирский университе... отличаются высоким уровнем научной работы.

36. Используя приведенные в скобках слова, составьте предложения.

(По причине или благодаря; проведенные мероприятия) предприятие стало рентабельным. (Вследствие или ввиду; предстоящий отъезд) мне нужно было закончить ряд дел. (Благодаря или согласно; приказ ректора) он был отчислен из университета.

37. Вставьте пропущенные буквы.

Заведующий библиотек... должен быть не только образованным, но и вежливым, приятным человеком. Управляющий трест... весь день в разъездах. Начальник отдел... занят. Дорогие мои, я очень скучаю по ва... .

38. Отредактируйте предложения, устранив ошибки управления.

Школа гордится, надеется и верит своим ученикам. Рыночные отношения формируют у производителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. Разъяснение о смысле указа. Требование по сокращению штата чиновников. Потребность средств для внедрения новой техники производства телевизоров.

39. Отредактируйте предложения, устранив «нанизывание падежей».

Учитель не согласился с оценкой методического совета своего труда. Известный артист был встречен зрителями бурными аплодисментами.

40. Отредактируйте предложения, устранив повторяемость предлогов.

По Риму мы ходили с гидом с глубоким знанием истории и искусства. В нашем университете в библиотеке много антикварных книг.

41. Отредактируйте предложения, устранив сочетание родительного падежа субъекта и родительного падежа объекта.

Я познакомился с методом расчета фундамента телебашни известного конструктора. Оценка эксперта проекта моста была удовлетворительной.

42. Отредактируйте предложение.

Инженер зачислен в отряд геологов, он скоро будет отправлен в экспедицию.

43. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных.

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек). 2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 3. Медалей удостоены (три, трое; российский спортсмен). 4. (Два, двое; итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди. 5. (Обоим, обеим) российским спортсменкам достались трудные соперницы. 6. В бригаду пришли (три, трое; новая работница). 7. Результат охоты — (четыре, четверо; волк) и (три, трое; лисица). 8. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл). 9. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки), чтобы вынести строительный мусор. 10. Мальчишек (четыре, четверо) да сестренок (две, двое); покупаешь ботинки, бери сразу (шесть, шестеро; пара, штука). 11. Шли без отдыха (три, трое; сутки). 12. Окруженный город продержался (шесть, шестеро; сутки). 13. Были взяты в плен (три, трое; немецкий генерал).

44. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления собирательных числительных; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. Три неразлучных друга пришли служить после окончания летного училища в одно и то же подразделение. 2. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем о двух из них. 3. Четверым нарушителям дисциплины пришлось в разное время уйти из бригады. 4. Три российских судьи будут проводить матчи первенства мира. 5. Для раненых удалось достать пятеро саней. 6. Ярко светились четверо окон клуба, выходящих на центральную площадь поселка. 7. Четверо аспиранток направляются в распоряжение института. 8. Чтобы доставить грузы на станцию, нужна лишь пара машин. 9. Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в две смены.

45. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Числа пишите словами.

1. Урожай овощей в среднем по району поднялся до (157, центнер) с гектара. 2. На место происшествия инспектор выехал с (4, помощник). 3. Перед (750, курсант училища) выступил командующий округом. 4. Участникам конкурса было выдано по (10, заго­товка) деталей. 5. На площади в (25, гектар) было получено по (14, центнер) гречихи. 6. От (5000, курица-несушка) за год было получено по (230—250, яйцо). 7. Прирост производительности труда состав­ляет (четыре и более, процент). 8. В городе открыты (дву-, двух-) годичные курсы по подготовке секрета­рей-машинисток. 9. В салоне автобуса удобные (дву-, двух-) местные сидения. 10. Для детей, остающихся в группе продленного дня, организовано (дву-, двух-) разовое питание. 11. Мотор завелся сразу с (пол-обо­рота, полуоборота). 12. В нашем распоряжении до (полчаса, получаса). 13. Завод просит выделить 20 (дву-, двух-) тавровых балок.

46. Укажите ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения.

1. Прибыль артели поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей в год. 2. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами. 3. Расстояние от Москвы до Ленинграда равняется примерно шестьсот пятидесяти километров. 4. На личном счету заслуженного летчика больше миллиона триста пятидесяти тысяч километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 5. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, равную две тысячи сто пятьдесят километров. 6. Четкий график позволил поднять выпуск поточных деталей на четыре с половиной процента. 7. Более полтысячи часов налетал уже штурман Рыбаков. 8. На верфи спущено на воду очередное судно водоизмещением пятнадцать тысяч тонн. 9. Водохранилище с зеркалом поверхности семьдесят два квадратных километра сооружено менее чем за два года. 10. Просим выделить швеллер количеством пятьсот пятьдесят килограммов. 11. Каждый округ организует летние спортивные лагеря, в которых собираются от трех до пяти тысяч молодежи. 12. Двадцатипятитысячный стадион открыт спартаковцами Белогорска.

47. Объясните ошибки в употреблении личных местоимений. Исправьте предложения.

1. Немаловажный вопрос, от правильного разрешения которого зависит успех работы семинара, это состав участников в нем. 2. Если весь период практики оплата не производилась, она не может учитываться финансовыми отделами. 3. В чистых парах накапливаются запасы влаги, питательных веществ. При правильной их обработке можно за одно лето уничтожить многолетние сорняки. 4. Если координационно-вычислительный центр — мозг пункта управления полета спутника, то аппаратные у него — это его нервная система. 5. Работникам заводоуправления, отделов снабжения и сбыта, им не раз приходилось выслушивать обвинения в их неоперативности. 6. На выставке побывают педагоги, писатели, библиотечные работники. Они, несомненно, выскажут критические замечания, дадут советы, поделятся своим опытом. 7. Здание нового цеха окружено цветниками. Возле его размещены декоративные кустарники и фруктовые деревья.

48. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправдан­ного употребления притяжательных местоимений; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. В своем отчете технолог завода говорит о лучших наших рационализаторах. 2. Работа комитета народ­ного контроля завода и его борьба за улучшение стиля работы приносит уже свои плоды. 3. Рабо­чие бригады Захарова просили редакцию рассказать о своих трудностях. 4. Красота осенней тайги, синева океана, мягкие очертания сопок — вся дальневосточная природа зовет туриста на свои просторы. 5. Пред­седателя колхоза мы застали в своем кабинете. 6. На космических кораблях человек получает возможность передвигаться по его усмотрению. 7. На счету контро­леров много хороших дел. С их помощью улучшилось качество силикатного кирпича. 8. Сейчас доярки по­лучают по 2320 кг молока от каждой коровы своей группы, они убеждены, что их возможности не исчер­паны. 9. Наладчика мы застали на своем месте. 10. Студенты-заочники вернулись к себе и приедут лишь на весеннюю сессию. 11. Выздоравливающий чувствует хорошо, готовится к выписке. 12. Сообщаем нашу спецификацию на выделенную проволоку и гвозди.

49. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправдан­ного употребления определительных, указательных и неопределенных местоимений; объясните ошибки. Исправьте предложения.

1. О простоях не раз говорилось на производственных совещаниях. Пора наконец покончить с этим. 2. Не раз и не два за смену обойдет мастер своих учеников. Любому подскажет, как лучше разместить инструмент. 3. На собрание пришли все: ведь у всякого есть свои вопросы. 4. На заседаниях цехкома стали разбирать любой отдельный проступок, любое нарушение трудовой дисциплины. 5. Отдельные работники совхоза были премированы путевками в дома отдыха. 6. Многие предприятия накопили богатый опыт, имеют подлинных виртуозов в работе. Но это не стало делом министерства. 7. В ответ на наш запрос железнодорожники заявили, что таковые грузы на пе­реработку не поступали. 8. Меняется погода. В иные минуты для летчиков складывается особо напряжен­ная обстановка. Но это быстро преодолевается благо­даря слаженной работе летчиков и наземных служб. 9. Общественники фабрики не использовали данных им прав и проходили мимо неисправленных недостат­ков, никак не реагируя на это. 10. Отдельные грузы залеживаются на складах. 11. Соревнование состоит­ся при всякой погоде. 12. В лыжном кроссе может при­нять участие каждый работник завода. 13. Прилагают­ся к сему следующие документы... 14. К сему приказу были причастны не только Валентинов и Гусаков. 15. По многим деталям можно судить о том, что сей закон обязателен для всех: и солдат, и командиров.

50. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления форм времени и наклонения глагола. Исправьте предложения.

1. В тех успехах, которых завод достигнул на про­тяжении последних лет, основная роль принадлежит внедрению новейшей технологии. 2. Во время побелки потолка и стен следовало застелить полы бумагой. 3. Несмотря на многократные просьбы, резко ослабло снабжение стройки цементом. 4. В последнее время связи завода с подшефной школой заметно ослабли. 5. Буксир-толкач движет баржу, жестко скрепляясь с ней носовой и кормовой фермами. 6. Прочитайте текст, выправите замеченные опечатки. 7. Содержимое пакета высыплите в литр горячей воды.

51. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ­данного употребления глаголов несовершенного или совершен­ного вида. Исправьте предложения.

1. В том случае, если после умершего осталось наследство, необходимо извещать об этом соответствующие финансовые органы. 2. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить. 3. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улучшать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достижения еще рано. 6. Книга познакомит читателя с историей русского театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени. 7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при первой же трудности. 8. Нельзя по результатам только одного испытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать в целом, увидать лучшее, что в нем есть. 9. Нужно срочно стабилизировать положение с кадрами строителей. 10. Снегозадержание позволит накоплять в почве достаточное количество влаги. 11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из числа учащихся старших классов. 12. Отделение взяло на себя обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не больше чем два дня.

52. Укажите ошибки в употреблении возвратных глаголов. Исправьте предложения.

1. Почтовые отправления должны приготавливаться к отправке заранее. 2. Просьба не стучаться без необходимости. 3. Дружинники предложили нарушителю объясниться в своем поведении. 4. Прибор легко собирается. 5. С января месяца отстраняется от работы мастер Сазонов. 6. От пыли и грязи автомат защищается кожухом. 7. Устройство прикрепляется двумя болтами. 8. Если место занимается ребенком старше пяти лет, на него должен приобретаться детский билет. 9. Костюм застегивается и расстегивается на фигуре застежкой-молнией. 10. Многие выпускники направляются на работу с учетом сделанных заявок предприятий.

53. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления причастий и деепричастий. Исправьте предложения.

1. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. 2. В числе спортсменов, сыграющих все три матча, будет и наш прославленный вратарь. 3. Рабочие и служащие завода, приедущие отдыхать в этот живописный уголок Подмосковья, найдут все условия для настоящего отдыха. 4. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продляться не будут. 5. Пастухи долго не могли отыскать несколько отбившихся и забревших на клеверное поле коров. 6. Нарушивши правила, водитель попытался скрыться. 7. Разгрузивши машины, они не сразу разошлись по домам. 8. Среди молодежи можно найти немало юношей и девушек, пожелавших бы принять участие в этом конкурсе. 9. Решения, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 10. Такие знатоки не­редко высказывают «свое собственное мнение», даже не видя кинокартины, не прочитав книги. 11. Прождя часа два и так и не надеясь больше на появление судей, участники этих могших бы быть интересными соревнований разошлись по домам. 12. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство.

54. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления предлогов. Исправьте предложения.

1. Для целей повышения производительности на доставке заготовок используем малую механизацию. 2. Закалка деталей токами высокой частоты повышает стойкость от коррозии. 3. Сомнение о том, что мастер выполнит обещанное, долго тревожило работниц. 4. Применение вакцины повысило сопротивляемость к гриппу и простудным заболеваниям. 5. Состояние дел с кормами хорошее. 6. Прибор специализирован и для автотранспорта. 7. Каждый рабочий должен быть ответствен в выполнении нормы выработки. 8. Упаковка в картоне приводит к транспортной порче холодильников. 9. Задание по июлю месяцу все рабочие цеха выполнили. 10. Сообщаем нашу потребность на металлическую сетку первого квартала. 11. Руководителю рейда указано за допущенную ошибку. 12. Препровождаем вам акт на аварийное состояние станции. 13. Выпускникам училища выданы свидетельства на присвоение третьего разряда. 14. Отзыв на работу должен быть отпечатан на машинке и представлен в двух экземплярах. 15. Характери­стики на поступающих в училище должны быть заверены руководством предприятия. 16. Существование у Луны горячих недр доказано экспериментально. 17. В таксомоторном парке восемь человек за­канчивают стажировку на шофера.

55. Раскройте скобки, объясните выбор предлога.

1. Решить вопрос (о, с, по; поставка запчастей). 2. Машина (по, для; мойка фляг). 3. Направить (на, в, в адрес; производственное совещание). 4. Успе­хи (в, на, при, с; ремонт тракторов). 5. Отказать (ввиду, из-за, по причине, в связи с; отсутствие мест). 6. Выделяется (в целях, для, с целью, ради, на; создание фонда материалов). 7. Не производятся работы (в связи, из-за, за, по причине; отсутствие электродов). 8. Получить (из, с, от; завод малолитраж­ных автомобилей). 9. Назначить пособие (в связи с, за, из-за, по причине; смерть кормильца). 10. Подать заявление (об, на, по; увольнение). 11. Рекоменда­ции обязательны (для, к, в; исполнение). 12. Меры (к, в отношении, по отношению; работник). 13. Раскрепить технику (в, на, по; отделение совхоза). 14. Все говорит (о том, за то), что... 15. Показать себя (в, с; лучшая сторона). 16. Соревнования (в, по; марафонский бег). 17. Разобраться (в, с, в отношении; положение вещей). 18. Отчитываться (в, по, о, за; проделанная работа). 19. Отвечать (за, по, о; безопасность). 20. Изыскать возможности (для, к, по; выделение дополнительного фонда). 21. Окончить техникум (по, с; специальность экономиста). 22. Распоряжение (о, на, по, для; выделение фонда). 23. Направить рабочих (на, для, в целях, по; досрочное выполнение задания). 24. Отставание (в, с, по; работа слесарей). 25. Нет сомнений (в, о, за, в отношении, по поводу; то, что план будет выполнен). 26. Машина снята с производства (благодаря, в силу, по, из-за, в связи с, за; ее конструктивные недостатки).27. Ремонт произведен (по, в соответствии с; инструкция).

56. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления предлогов. Исправьте предложения.

1. Просим изыскать возможности по изысканию средств для производства работ по ремонту насосной станции. 2. Приглашение преподавателей по приему вступительных экзаменов производится в соответствии с действующей инструкцией. 3. Машина остановлена за износом поршневых колец. 4. Завод просит разъяс­нить, по какому образованию следует тарифицировать лица, окончившие специальные годичные курсы, а не профтехучилища. 5. Может ли применяться в адрес профессоров-совместителей письмо за № И-37? 6. На автозаводе делаются практические шаги по лучшему использованию производственных отходов. 7. Делегаты конференции разъехались в свои страны. 8. Мо­лодые специалисты, возвращающиеся в свои пред­приятия, получают оплату за проезд и стоимость провоза багажа. 9. Просим сообщить, распростра­няются ли льготы по дополнительному оплачиваемому отпуску студентам-заочникам, если они имеют уже высшее образование. 10. В связи с уменьшением расходов керосина на промывку деталей просим снять от фонда сорок тонн. 11. Комиссия должна подгото­вить этот вопрос на заседание производственного совещания. 12. Директор пошел навстречу общественности и выделил помещение в первом этаже заводоуправления.

57. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления предлогов. Исправьте предложения.

1. Лекции были прочитаны на предприятиях, уч­реждениях и школах. 2. Предвыборные собрания прошли как на центральных усадьбах, так и отде­лениях совхозов. 3. Ему было присвоено звание мас­тера спорта и по классической и вольной борьбе. 4. Строительство велось сразу как по левому, так и правому берегу реки. 5. Школьники очень помогли колхозу в выращивании рассады и уборке урожая овощей. 6. Следует усилить надзор и оказание по­мощи детям, относящимся к категории «трудных». 7. Мы предлагаем сосредоточить в одном месте управление и снабжение подсобных хозяйств.

58. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, какаду, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, хиппи, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи.

59. Пользуясь словарями, определите родовую принадлежность выделенных существительных в современном языке. Назовите другие существительные, которые имели или имеют варианты форм рода.

1. Большая зала была освещена (Вересаев). 2. Со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю (Тургенев). 3. Его нужно ... куда-нибудь в санаторию отправить в Швейцарию (Вересаев). 4. Из-под манжеты вытекла и поползла в ладонь струйка крови (Федин). 5. Осмотревшись, Иван Васильевич поднял туфлю и засмеялся (А.Н. Толстой). 6. Перед домом ... начинался темный строевой лес, через него шел просек, в Звенигород (Герцен). 7. На селе били в рельс, ибо колокол лопнул набатный (Мартынов). 8. Я торопливо соскочила с постели и толкнула ставень (Серафимович). 9. Габуния не окликнул Сему. Спазма сжала его горло (Паустовский). 10. Вынимает он из шкафа длинноногого жирафа (Маршак).

60. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие родовые варианты.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

61. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.


62. Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов. Составьте с ними предложения.

Зубы — зубья, колени — колена, корни — коренья, мехи — меха, образы — образа, поясы — пояса, пропуски — пропуска, соболи — соболя, тоны — тона, хлебы — хлеба, цветы — цвета.

63. Подберите, если это возможно, к существительным мужского рода соотносительные с ними по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары.

Адвокат — ... . Аспирант — ... . Врач — ... . Директор — ... . Доцент — ... . Корреспондент — ... . Повар — ... . Посол — ... . Преподаватель — ... . Продавец — ... . Профессор — ... . Тру­женик — ... . Шофер — ... . Шеф — ... . Электрик — ... .

Прочитайте подобранные вами существительные женского рода. Существительные какого рода вы бы употребили: а) в жанре приказа; б) в речи на торжественном собрании; в) в устной непринужденной беседе?

64. Дайте стилистическую оценку конструкций.

Врач сделала операцию. Кассир сдала деньги.

Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию — если речь ищет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б) в научной речи; в) в живой устной беседе с друзьями?

65. Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы полной и наоборот?

1. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекра­сен, он весь, как Божия гроза (Пушкин). 2. Он был слепой, совер­шенно слепой от рождения (Лермонтов). 3. «Красота страшна», мне скажут (Блок). 4. ...Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, — теперь так некрасива и смешна (М. Горький). 5. Жизнь коротка, но прекрасна (Чехов). 6. Вечер был тихий, розовый (Тэффи). 7. Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды (Адамович). 8. Он на все согла­сен (Аверченко). 9. У него жизнь — прекрасная (Чехов).

66. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный — ...; бессмысленный — ...; бесчислен­ный — ...; бесчувственный — ...; величественный — ...; воин­ственный — ...; естественный — ...; искусственный — …; легко­мысленный — ...; медленный — ...; откровенный — ...; подведомственный — ...; свойственный — ..., соответственный — ...; суще­ственный — ...; таинственный — ...; тождественный — ...; явственный — ... .

67. Укажите в приведенном списке слов прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, пло­хой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ульт­раправый, фиолетовый.

68. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.

1. Это еще более худший вариант решения проблемы. 2. Она сегодня еще более красивее. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 4. Он выбрал самый краткий путь к озеру. 5. Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет две точки.


69. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Бригадир умело распоряжается с фондами шиферных покрытий. 2. Обсуждение о расширении посевов льна позволило выявить скрытые резервы. 3. Просим выделения дополнительного фонда бензина. 4. Просьба производства перерасчета поквартальных фондов была удовлетворена. 5. Командование воинской части пошло навстречу районным организациям в их просьбе помощи по вывозке овощей. 6. Требование гр. Николаева перевода денег по месту жительства было выполнено. 7. Война усиливает тенденции инфляции. 8. Руководство потребовало доложить итоги работы.

70. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Сумма ... вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. (Гаршин). 2. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край (Ферсман). 3. А отцу Прохору написала, что он всегда будет получать от нее по 500 рублей в год (Мельников). 4. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут (Перельман) 5. В течение очередной 1 000 000-й доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн (Перельман). 6. Мы совсем разучились склонять числительные Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам...» (газ.). 7. Решено было сперва играть по 30 минут в тайме (Казаков). 8. В иных местах ... насчитывали до 150 рыб на каждые десять саженей берега (Паустовский).

71. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?

Трое солдат — три солдата, четверо девушек — четыре девушки, семеро козлят — семь козлят, двое профессоров — два профессора, к обоим друзьям — к двум друзьям, к обоим соседкам — к обеим соседкам, о тысяче мелочей — о тысяче мелочах, с тысячей солдат — с тысячью солдат, в полтораста метрах — в полутораста метрах.

72. Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре А. П. Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?

— А какая нам надобность вступаться? Его жена, он и учит... Двое дерутся, третий не мешайся... Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразил, а он Абрамку по уху, Абрамкин работник его... А он схватил его, поднял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить... Мы его из-под него за ноги вытащили.

— Кого его?

— Известно кого... На ком верхом сидел...

— Кто?

— Да этот самый, про кого сказываю.

73. Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? С чем это связано?

1. Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги. 5. В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в (своем, его) собственном мире. 6. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 7. Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8. Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9. Ты отвечаешь за (твои, свои) слова? 10. Я хочу представить вас (моей, своей) жене. 11. Она слышит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12. Он заметил, как какой-то человек уронил (свой, его) кошелек. 13. У него (своя, его) дорога.


74. Прочитайте предложения и определите, чем различаются по смыслу неопределенные местоимения ское-, -то,

-нибудь.

1. Из философии и риторики кое-что еще помню (Чехов). 2. Еду кой с кем повидаться чрез Николаевский мост (Некрасов). 3. Ну хоть наугад, кого-нибудь назовите (Куприн). 4. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (Пушкин). 5. Что-то вдруг мелькнуло... шорох... тише (Пушкин). 6. Толпа окружала кого-то и кричала, волновалась, спорила (Бунин). 7. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело (Паустовский).

75. Чем объясняется невозможность в русском языке таких конструкций?

— Я хочу спеть какую-то песню.

— Возьми какую-то книгу.

— Куда ты положил какую-то книгу?

— Вы принесли мне кое-какие материалы?

— Мне кажется, что кто-нибудь ходит на чердаке.

— Он сказал, что кто-нибудь взял его вещи.

76. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, засты­нуть, постигнуть, отвергнуть. Каковы нормы употребления этих форм в современном русском литературном языке?

77. Объясните, по смыслу или по стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). 2.Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 3. Но ползут по кругу стрелки, — время движется вперед (Маршак). 4. Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 5. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). 6.Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 7. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). 8. Из дедовых глаз капают маленькие мутные слезы (М. Горький). 9. Лошадь махает хвостом (Салты­ков-Щедрин). 10. Она мне тихо машет (Огарев). 11. Струя бежит и плещет (Тютчев). 12. Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

78. Какие формы настоящего времени признаются нормативными для глаголов кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать?

79. Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного литературного языка. Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?

1. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов). 2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь (Фет). 3. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен). 4. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь). 5. Березы от леса, от хат, бегут, листками вороча (Маяковский). 6. Вот луч, покатясь с паутины, залег в крапиве (Пастернак). 7. Прощальных слез не осуша и плакав вечер целый, уходит с запада душа, ей нечего там делать (Пастернак). 8. Барометр, своим умом дошед до истины, что жарко, тем же делом и мнением занят (Ахмадулина).

80. Прочитайте текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов —

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкин-Герке)


5295692879889412.html
5295742048461010.html
    PR.RU™