Выполнение выпускной квалификационной работы

Ю. И. Вербин

Методические рекомендации по выполнению

Выпускной квалификационной работы

(бакалаврской работы)

Для студентов

очной и заочной форм обучения

Направление подготовки

080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки бакалавра

«Менеджмент организации»

Сочи, 2015


Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), профиль «Менеджмент организации», на очной, заочной формах обучения разработаны на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 747.

Методические рекомендации содержат общие положения, порядок подготовки выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), требования к ее оформлению, порядок подготовки к защите и защиты выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), критерии ее оценки, а также примерную тематику выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) по кафедре менеджмента.


Содержание

1. Общие положения. 4

2. Выполнение выпускной квалификационной работы.. 9

2.1 Выбор темы, составление плана выпускной квалификационной работы, подбор литературы и иных источников; …9

2.2 Структура и содержание выпускной квалификационной работы.. 10

2.3 Подготовка выпускной квалификационной работы.. 18

3. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.. 21

4. Требование к оформлению демонстрационного материала и правила презентации выпускной квалификационной работы.. 26

5. Порядок рецензирования выпускной квалификационной работы.. 27

6. Документы, предоставляемые на защиту. 28

7. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы.. 30

8. Защита выпускной квалификационной работы.. 31

9. Критерии оценки выпускной квалификационной работы.. 33

10. Примерная тематика выпускных квалификационных работ. 36

Приложения. 44


Общие положения

Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) является заключительным этапом государственной (итоговой) аттестации, предусмотренным п. 8.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) бакалавр).

Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное законченное исследование по теме, закрепленной за студентом приказом по СИЭИТ. В бакалаврской работе на основе анализа материалов, собранных во время прохождения производственной (преддипломной) практики, а также информации, размещенной на сайтах http://ek-lit.agava.ru/smitsod.htm (каталог экономической литературы), www. Management.com.ua, www.HRM.ru, http://www.libertarium.ru/library, http://ie.boom.ru/1/index.htm., http://www.ecsoc.msses.ru, http://www.economicus.ru, дается характеристика проблемы и обоснование путей ее решения.



Цель написания бакалаврской работы состоит в том, чтобы студент выпускного курса показал умение глубоко и самостоятельно разрабатывать конкретную проблему; обобщать полученные знания по профилю; систематизировать и анализировать экономическую, организационно-управленческую, информационно-аналитическую, социально-экономическую, статистическую информацию; разрабатывать и обосновывать предложения по решению выявленных в ходе анализа недостатков и проблем.

Задачами выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра выступают:

· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области управления, организации производства и труда, предпринимательской деятельности, маркетинга, принятия оптимальных управленческих решений, финансового и производственного менеджмента;

· применение полученных знаний и навыков при решении конкретных управленческих, научных и производственных задач;

· умение применять методологические разработки и инструментарий для проведения расчетов социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

· выяснение степени подготовки студента к самостоятельной работе в области управленческой деятельности в современных условиях.

Основные требования к бакалаврской работе:

· высокий теоретический уровень изложения материала, что достигается путем глубокого изучения теоретических исследований российских и зарубежных авторов, законодательных и нормативных документов;



· критическое осмысление взглядов ученых в области управления по теоретическим и практическим вопросам, умение высказывать и обосновывать собственное мнение;

· научный, творческий подход к изучаемому фактическому материалу, направленный на разработку проектных решений в сфере организационно-управленческой и предпринимательской деятельности, подготовку предложений и мероприятий по реализации разработанных инновационных проектов и программ;

· использование статистической информации, ее обработка и подготовка для анализа и оценки;

· самостоятельная разработка направлений совершенствования деятельности организаций по рассматриваемой проблеме;

· обобщение опыта, накопленного в отечественной и зарубежной практике, и на его основе выявление возможных путей решения исследуемой проблемы;

· проведение самостоятельного анализа публичной и внутренней статистической информации с обоснованием причин сложившейся ситуации;

· литературное изложение и оформление выпускной квалификационной работы с соблюдением предъявляемых требований.

Студент-выпускник, претендующий на получение квалификации «бакалавр» по профильному направлению подготовки должен хорошо излагать свои мысли, аргументировать предложения, правильно пользоваться специальной управленческой и экономической терминологией. Написание выпускной квалификационной работы имеет большое значение для углубления навыков исследовательской и аналитической работы.

Подготовка и защита бакалаврской работы позволяют проверить полученные студентом теоретические знания, практические умения и навыки, а также оценить уровень владения выпускником следующими общекультурными и профессиональными компетенциями бакалавра по менеджменту:

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию (ПК-13);

- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

- способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

- способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

- готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

- знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

- знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

- пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

- умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

- способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организа-

ции (ПК-38);

- способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

- пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);

- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

- способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

Подготовка бакалаврской работы осуществляется студентом на протяжении заключительного года обучения под руководством научного руководителя, назначаемого кафедрой. Научным руководителем бакалаврской работы могут быть преподаватели, научные работники СИЭИТ, сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы.

Бакалаврская работа должна содержать элементы научного исследования по теме работы. При подготовке бакалаврской работы студент может использовать материалы выполненных им ранее курсовых работ.

Выполнение выпускной квалификационной работы

Выбор темы, составление плана выпускной квалификационной работы, подбор литературы и иных источников

Кафедра менеджмента ежегодно утверждает и доводит до студентов перечень тем бакалаврских работ. Примерная тематика выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ) представлена в п.6 настоящих Методических рекомендаций.

Кафедра ежегодно разрабатывает (актуализирует) примерный перечень тем выпускных квалификационных работ и утверждает его на заседании кафедры.

Тематика выпускной квалификационной работы разрабатывается кафедрой совместно с представителями организаций-работодателей, а также с учетом научных интересов кафедры и студентов.

Кафедра доводит до сведения студентов тематику выпускной квалификационной работы не позднее 10 октября текущего учебного года на доске объявлений кафедры.

Студент имеет право выбрать одну из предложенных тем бакалаврских работ. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно с учетом научных интересов, актуальности темы, ее практической значимости, наличия литературы и нормативного правового обеспечения.

Студент имеет право предложить собственную тему бакалаврской работы, предоставив заявление на имя заведующего кафедрой с обоснованием целесообразности ее разработки. При рассмотрении инициативной темы бакалаврской работы заведующий кафедрой имеет право ее аргументировано отклонить или отредактировать.

Выбор темы бакалаврской работы осуществляется в сроки, установленные приказом по СИЭИТ.

Не допускается выбор одной и той же темы выпускной квалификационной работы студентами, обучающимися в одной группе, в случаях, когда они

имеют одну базу практики, или один и тот же объект исследования.

Закрепление темы бакалаврской работы за студентом осуществляется на основании его личного заявления на имя заведующего кафедрой менеджмента. Образец заявления представлен в Приложении 1.

Уточнение и изменение утвержденной темы бакалаврской работы производится только в порядке исключения и утверждается приказом по СИЭИТ.

Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Подготовка к написанию выпускной квалификационной работы начинается с подбора студентом литературы по выбранной теме и составления плана. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы публичной и внутренней статистической отчетности организаций (в том числе базы практики) для выполнения практической части исследования.

Список литературы и план выпускной квалификационной работы, а также цель и задачи исследования согласовываются с научным руководителем и утверждаются им. Согласованный и утвержденный научным руководителем план выпускной квалификационной работы, цель и задачи не могут быть изменены студентом в одностороннем порядке. При несогласии студента с утвержденным планом научного руководителя, а последнего ‑ с поправками студента к утвержденному научным руководителем плану, студент выполняет выпускную квалификационную работу по своему плану.

В случаях, когда студент выполняет выпускную квалификационную

работу по не утвержденному научным руководителем плану, в связи с несогласием с утвержденным планом, в том числе по причине непонимания и непринятия стоящих перед студентом задач по раскрытию темы выпускной квалификационной работы, научным руководителем в обязательном порядке с комментариями делаются соответствующие записи в отзыве на бакалаврскую работу.

План бакалаврской работы составляется, исходя из необходимости раскрытия темы, а также с учетом сформулированной цели и задач исследования, утвержденных научным руководителем. В названиях глав отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов — более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов — название глав. Формулировки должны четко и ясно, без дублирования отражать суть рассматриваемой проблемы. Названия параграфов в плане и по тексту работы не подразделяются и не конкретизируются.

План бакалаврской работы утверждается научным руководителем. Кафедра настоятельно рекомендует, исходя из практики написания и опыта защиты выпускных квалификационных работ, а также исходя из потребностей в раскрытии темы бакалаврской работы, следующую структуру ВКР: введение, три главы, каждая из которых включает по два-три параграфа, заключение, список использованной литературы, приложения.

Введение. Объем — не менее трех страниц. Проект введения пишется до начала работы над главами выпускной квалификационной работы. Введение должно давать достаточно полное представление об изучаемых вопросах и проблемах темы исследования. Во введении обосновывается выбор темы исследования: должно быть четко сформулировано, в чем состоит ее актуальность, определена степень разработанности, научная и практическая значимость темы. Затем формулируются цель и задачи бакалаврской работы, объект и предмет исследования, дается раздельный перечень из 6‑7 отечественных и зарубежных авторов, чьи труды использованы в выпускной квалификационной работе в качестве теоретической и методологической базы исследования. Фамилии отечественных и зарубежных авторов, приводимые во введении, должны подкрепляться наличием трудов этих ученых в списке литературы. Далее указывается, что послужило информационной базой при разработке выпускной квалификационной работы, статистические и иные данные об источниках фактического материала, который использован в работе, а также о законодательных и производных нормативных актах, которые послужили юридически‑правовой основой выполнения бакалаврской работы.

Цель выпускной квалификационной работы должна вытекать из необходимости раскрытия формулировки утвержденной темы исследования, задачи – из названий глав и параграфов. Объект исследования – конкретная отрасль, сектор рынка, организация, предмет исследования – исследуемое направление деятельности этих объектов (процесс, отношения, организация, эффективность и т.п.),методы исследованияпозволяют оценитьполноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении бакалаврской работы.

Далее дается краткая характеристика состава работы. Отмечается, что она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и имеющегося количества приложений.

Во введении студент только определяет цель и задачи исследования, а не дает оценку самому себе о достижении цели исследования и выполнении поставленных задач.

Первая глава. В первой главе бакалаврской работы рассматриваются теоретические аспекты темы (содержание понятий, их классификации, принципы, формы и методы организации и т.д.), формулируются традиционные и дискуссионные точки зрения на исследуемые вопросы, дается характеристика нормативной правовой базы, может рассматриваться исторический и зарубежный опыт.

При написании главы недостаточно ограничиться только описанием точек зрения разных авторов по рассматриваемой проблеме. Задача заключается в том, чтобы на основе их изучения сформулировать авторскую позицию. При использовании авторских положений, цитат, цифрового материала необходимо делать ссылки на источник информации с указанием автора, названия, издательства, года, номера конкретной страницы печатного труда, названия и года или иного периода использованной формы отчетности. Для написания первой главы студент должен глубоко изучить все положения, раскрывающие теорию вопроса: сущность, классификацию, роль, содержание, задачи, принципы, методы и методики исследования, способы обработки информации, наличие корреляционных связей. В этой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Вторая глава. В отличие от первой – теоретической главы, вторая глава коротко может быть определена как аналитическая. Во второй главе анализируется практическое состояние изучаемых вопросов (в том числе с использованием материала, собранного в ходе учебной, производственной и преддипломной практик); обобщаются результаты анализа, описываются выявленные закономерности и тенденции; дается оценка эффективности исследуемых процессов; В результате анализа должны быть отмечены достоинства и недостатки существующей системы управления объектом исследования, оценена нормативная база, регулирующая изучаемые вопросы, выявлены факторы, влияющие на развитие объекта, сформулированы проблемы, требующие решения. Анализ должен сопровождаться построением таблиц, диаграмм, схем, графиков, рисунков и т.п., на основе которых должны быть сделаны выводы.

Рассмотрение в выпускной квалификационной работе этих вопросов должно показать знание студентом специфики объекта исследования. Во второй главе работы на основе изучения данных различной отчетности анализируемой организации с использованием различных методологических приемов и подходов проводится анализ объекта и предмета исследования, а также оценка полученных результатов. Анализ желательно проводить за период не менее 3-5 лет. Такой ретроспективный анализ позволяет: изучить динамику исследуемых процессов; выявить тенденции и закономерности развития; дать им объективную оценку; выявить причины сложившегося положения; определить пути устранения недостатков. Практическая часть работы должна содержать самостоятельно проведенные студентом расчеты, составленный иллюстративный материал: рисунки (графики, диаграммы, схемы), таблицы. Весь иллюстративный материал должен быть проанализирован и использован для подтверждения выводов по исследуемой проблеме. В главе второй проводится анализ исследуемой в работе проблемы по направлениям, выбранным автором и в полном соответствии с утвержденным научным руководителем планом. Проводимый анализ должен содержать выводы по его результатам. При этом в выводах обязательно должны найти отражение нарушения, недостатки, «узкие места», вскрытые в ходе анализа.

По объему вторая глава обычно составляет 40% всей работы.

Третья глава. В третьей главе работы на основе обработанного практического материала и вскрытых в ходе анализа проблем определяются основные направления и рассматриваются конкретные пути решения проблемы, обосновываются выводы, оригинальные предложения, эффективность предлагаемых мер и последствия их практической реализации. Здесь могут быть обоснованы: мероприятия по совершенствованию экономической, инвестиционной и прочей деятельности, развитию конкурентоспособности предприятия или группы предприятий в отрасли; предложения по решению рассматриваемых проблем; прогнозы развития отраслевых и функциональных рынков и т.п. Содержание практического раздела ВКР должно быть органически увязано с выводами из аналитической части, которые направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке мероприятий (проекта, программы) особое внимание уделяется их обоснованности, реальности и практической приемлемости. Заключительная глава бакалаврской работы может содержать и предлагаемые автором теоретические разработки (определения, классификации и т.д.), развивающие теорию вопроса.

Основная часть бакалаврской работы должна: отразить знание студентом понятий и категорий, умение студента проводить самостоятельный анализ и выявлять проблемы по обозначенной теме, обосновывать пути решения, формировать прогнозы дальнейшего развития. Описание исторического и зарубежного опыта должно сопровождаться оценкой возможности его использования в Российской Федерации. Стиль изложения материала должен быть научным.

При подготовке основной части бакалаврской работы обязательными являются ссылки на использованные студентом источники (научную, методическую или учебную литературу, научные публикации и т.д.). Требования к их оформлению изложены в п.3 настоящих Методических рекомендаций. Наличие ссылок свидетельствует о качестве изучения темы, научной добросовестности автора работы. Воспроизведение материала без указания на источник квалифицируется как плагиат.

Объем этой части выпускной квалификационной работы около 30% общего объема.

Заключение. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются и кратко обосновываются выводы и предложения автора по всей бакалаврской работе. Необходимо обратить особое внимание на то, что заключение пишется по итогам всех глав выпускной квалификационной работы. Заключение представляет собой итог проведенного исследования, где студент призван показать свой квалификационный уровень, как в теории, так и в практически значимых вопросах предмета исследования. Заключение обязательно должно давать неформальные ответы на следующие принципиальные вопросы по выдвигаемой на защиту работе:

‑ к каким теоретическим и практически значимым выводам пришел студент в результате исследования темы;

‑ какие тенденции, пропорции, соотношения, процессы, проблемы выявлены в исследуемой области в результате проведенного анализа фактического материала;

‑ какие предложения и рекомендации с кратким их экономическим обоснованием разработаны в выпускной квалификационной работы в ходе рассмотрения вопросов темы на примере объекта исследования.

Заключение должно давать полное представление о результатах исследования и авторских предложениях и рекомендациях. Заключение используется при подготовке доклада студента для защиты бакалаврской работы.

После заключения дается список использованной литературы. Список использованной литературы включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Система расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального значения в Собрании Законодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью.

Специальная научная и учебная литература оформляется в работе алфавитном порядке – фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещаются по алфавиту, причем список работ зарубежных авторов на иностранных языках приводится после авторов, приводимых на русском языке. Библиографический аппарат должен быть оформлен в соответствии с действующим ГОСТом Р 7.0.5—2008. В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страница. Список литературы, как правило, включает в себя 35‑40 источников.

Приложения помещают после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №). В составе приложений могут быть представлены графики, таблицы, схемы, рисунки, позволяющие раскрыть тему, имеющие вспомогательное значение для текста работы, но не включенные в ее основную часть.

Последний лист бакалаврской работы должен иметь подпись студента о самостоятельности выполненной работы (Приложение 7).

Объем бакалаврской работы составляет 50-60 страниц (без учета приложений):

‑ введение ‑ 3-5 страниц печатного текста (5-7% от общего объема текстового материала)

‑ основная часть ‑ 35-50 страниц печатного текста (85-90% от общего объема текстового материала)

‑ заключение ‑ 3-5 страниц печатного текста (примерно равен объему введения).

Все составные части выпускной квалификационной работы, как комплексного исследования темы, должны быть логически связаны между собой и содержать объяснение перехода от одного рассматриваемого вопроса к другому, от одной главы — к другой. Достоинством работы является профессиональный, грамотный и простой стиль изложения, без стилистических и грамматических ошибок.


5293465889112152.html
5293476278289087.html
    PR.RU™