БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Рассматриваются различные подходы к определению термина “библиотерапия”, освещается вклад белорусских учёных в развитие отдельныхх направлений библиотерапии, раскрывается библиотерапевтическая деятельность библиотек. На примере работы класса-мастерской “Волшебный фонарик” в детской библиотеки №2 г. Могилёва показана эффективность применение библиотерапевтических методик в коррекции девиантного поведения младших школьников.

Современный ребенок испытывает на себе целый ряд негативных факторов, отрицательно влияющих на его психическое и физическое здоровье (неблагоприятная экологическая ситуация, трансформация ценностей в обществе, нервные перегрузки, стрессы, потоки негативной информации, конфликтные ситуации, возрастные проблемы и т.д.). Вот почему библиотерапия оказалась востребованной в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения, в том числе – в детской библиотеке.

Понятие «библиотерапия» впервые было введено в научный оборот в 1916 году на съезде Американской ассоциации больничных библиотек, и означало «…предписание книг в медицине и психиатрии для терапевтической помощи пациентам» (S. Mc.Crothers) [8, с.1044].

Существует порядка 40 определений термина «библиотерапия». Авторы рассматривают данное понятие с различных точек зрения: как предписание материала для чтения, которое помогает развивать ум, питать психическое здоровье (Дж.Пардек), как научную дисциплину, изучающую закономерности смыслового восприятия письменной речи (В.С.Крейденко), как одно из направлений педагогики чтения (О.Н.Кабачек), как профессиональный способ лечения, который может использоваться только специалистами (Г.Олсен), как раздел библиотековедения, предметом которого является воздействие печатных и аудиовизуальных материалов на человека (О.Б.Симонов) и др.

Такой широкий диапазон взглядов и оценок специалистов обуславливается, прежде всего, междисциплинарностью данного научного направления, а смещение акцентов в одну из сторон (медицину, психологию, библиотековедение) приводит к неполному раскрытию термина. Так, например, определение библиотерапии как «…использование книг в лечении больных» (Р.Тьюс) [9, с.448], не отражает её сущности, указывая только медицинский аспект – лечение больного. В рамках такого подхода не учитывается социальное развитие индивида, духовно-нравственные основы личности и условия его жизнедеятельности, а, следовательно, не получают отражения такие присущие этому виду деятельности задачи как информационно-психологическая защита личности, ее адаптация, коррекция поведения, помощь в кризисных ситуациях.

Республика Беларусь не остается в стороне от мировых тенденций в области воспитания, развития личности подрастающего поколения, коррекции девиантного поведения. Сегодня на научном уровне разрабатываются следующие направления библиотерапии: библиотерапия как средство реабилитации населения (В.А.Акулич, А.И.Смолик.), обслуживание потребителей с различными психофизиологическими ограничениями (С.А.Павлова, Н.Е.Петушко), социально-педагогический потенциал библиотерапии (Н.В.Клименкова). В Белорусском государственном университете культуры и искусств преподается факультативный учебный курс «Библиотерапия».



В 1999 году вышла монография «Деятельность учреждений культуры по минимизации последствий Чернобыльской трагедии». Один из разделов которой – «Библиотерапия как средство реабилитации» – посвящен работе библиотек.

В 1999 году вышла из печати монография «Социодинамика культуры в посткатастрофном социуме», где в главе «Новые технологии компенсаторной деятельности социокультурных институтов» библиотерапия рассматривается в качестве метода реадаптации населения к посткатастрофным условиям жизнедеятельности.

Гродненским государственным университетом в 2007 году издано учебное пособие польского исследователя теории библиотерапии Ирэны Борецкой «Библиотерапия: лекции для студентов педагогических специальностей», в котором изложены научно-методические и учебно-методические аспекты применения библиотерапии в реабилитационной и коррекционной педагогике, даются подробные описания библиотерапевтических методик с использованием литературы различных жанров для достижения терапевтического эффекта при работе с различными категориями пациентов, имеющих особенности психофизического развития ,или социально неприспособленных.

В библиотеках республики создаются методические рекомендации и библиографические списки литературы. Так, в 1987 году Республиканская научная медицинская библиотека подготовила рекомендации для библиотекарей и медицинских сотрудников «Библиотерапия на службе здоровья». Могилевская областная библиотека издала методические рекомендации библиотекам области «Хорошая книга – тоже лекарство» (2001г.). Увидели свет списки литературы: «Библиотерапия. Французская, испанская литература», «Библиотерапия. Английская, американская, немецкая литература» (Полоцк, 2005 г.), «Удивительные возможности книги: библиографический указатель терапевтической литературы для детей 9-10 лет» (Могилев, 2008).

Это инновационное направление психолого-педагогического воздействия на личность находит свое применение и в обслуживании пользователей библиотек Беларуси, а в некоторых становится одним из ведущих направлений. К их числу относится Чериковская ЦБС, где разработана и реализуется двухгодичная программа библиотерапевтического воздействия. Методы библиотерапии применяются в практике деятельности Хотимской, Осиповичской и других центральных библиотек.

Особенно значима и востребована библиотерапия в коррекции девиантного поведения детей. В Республике Беларусь проживают 2008 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Число абсолютно здоровых – составляет 27,5%, а удельный вес детей имеющих хроническую патологию – 13,3%. Сложной проблемой является и распространенность асоциальных форм поведения детей и подростков. Так, в 2007 году инспекциями по делам несовершеннолетних поставлено на учет 21 308 детей-правонарушителей [2, с.2]. Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что в борьбе с этими воздействиями весьма эффективной может быть библиотерапия, способствующая усилению адаптационного потенциала личности.

Для физического, психического и социального развития ребенка и в помощь школе в Республике Беларусь создаются общественные организации, образовательные и воспитательные учреждения. Библиотеке в их системе отводится заметная роль. Непосредственно через книгу и чтение она оказывает огромное влияние на ребенка, содействует формированию полноценной личности, обеспечивает её интеграцию в социум, развивает эмоциональный и интеллектуальный потенциал. Следует отметить, что библиотека может стать основным организатором развивающей библиотерапии, чему способствует наличие фондов детской художественной литературы, помещений, опыта работы с детским читателем. Не последнюю роль играет и возможность создания непринужденной, доверительной атмосферы, в которой ребенок не чувствует давления, эксперимента над собой. Следует отметить, что библиотерапия в образовательных и воспитательных учреждениях в целом и в детских библиотеках, в частности, обладает существенным, но мало востребованным потенциалом. Доминирующими факторами здесь являются: отсутствие разработанных для детской аудитории библиотерапевтических методов и ограниченность опыта применения этого вида терапии.

Ярким примером эффективного влияния библиотерапевтических методик на личность ребенка может служить опыт работы детской библиотеки №2 г. Могилева. В этой библиотеке функционирует класс-мастерская библиотерапии «Волшебный фонарик», которая помогает построить целостную систему воспитания детей младшего школьного возраста, требующих особого педагогического подхода.

Цель программы–способствовать активации развития младших школьников, сформировать эмоциональные и психические основы личности, отвлечь от испытываемого дискомфорта. К занятиям привлекаются дети из неблагополучных семей. Программа рассчитана на два года. Первый год – коррекционный этап (дети 9-10 лет). Цель этапа – изменение отношения детей к себе, к друзьям, близким, окружающим людям. Второй год – коррекционно-развивающий этап. Цель этапа – формирование эмоциональных и нравственных основ личности, развитие творческих способностей ребят, раскрытие интеллектуального потенциала.

Каждое занятие включает три блока: библиотерапевтический – беседы о прочитанных произведениях, чтение вслух, по ролям, анализ характеров героев, рефлексия; психологический – диагностирование, психологический тренинг, развивающие игры; творческого самовыражения – рисование, лепка.

Методы, применяемые при коррекционно-развивающей работе с детьми в класс-мастерской библиотерапии следующие:

· традиционные библиотечные: рассказ, беседа, викторина, опрос, диспут, наблюдение, лекция.

· библиотерапевтические: чтения вслух, отождествления, отвлечения, расслабления, интерактивный и профилактический методы, а также познавательный, творческого самовыражения, замещения.

· социально-педагогические: убеждения, упражнения, поощрения, наказания.

· психологические: стимулирования деятельности, создания ситуации успеха, тренинги, тестирование, интерактивные игры, рефлексия.

Схематично сотрудничество класс-мастерской с организациями и учреждениями, осуществляющими социально-педагогическое воздействие, представлено на рисунке 1.


Рисунок 1 Сотрудничество класс-мастерской с организациями города

Следует отметить, что такое взаимодействие способно оказать положительное влияние на развитие класса, а также расширить диапазон методик, способствующих гармоничному и всестороннему формированию личности ребенка. Сотрудничество может иметь как прямые, так и обратные связи. Следовательно, оно может быть полезно не только для класс-мастерской (привлечение специалистов, профессиональная диагностика, расширение методов и форм работы, комплексное взаимодействие с семьей и т.д.), но и для других участников программы (уменьшение «детей группы риска», снижение родительской напряженности, привлечение к творчеству и т.д.). Библиотека кругу упомянутых организаций занимает ключевую позицию, так как она является общедоступным, бесплатным учреждением с ценным фондом детской художественной литературы, где возможно неформальное общение ребенка и библиотекаря.

Программа была внедрена в практику работы детской библиотеки № 2 и успешно реализована: набрана группа детей, требующих особого педагогического подхода, уточнён план занятий, организована систематическая работа с библиотекарем-библиотерапевтом, психологом и художником. Для проведения эксперимента выявлена группа детей с девиантным поведением, имеющих низкий уровень сформированности нравственных качеств. Библиотекарями и социальными педагогами была составлена диагностическая программа, проведены коррекционно-развивающие мероприятия. Психологическая коррекция осуществлялась методами библиотерапии, арттерапии и социальной педагогики. При повторном обследовании, уже после первого года занятий, были выявлены положительные результаты в повышении уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Произошла перемена в доминировании духовных ценностей над материальными, зафиксировано повышение самооценки, снижение агрессивности, тревожности, стабилизация эмоционального состояния. При повторной диагностике в ответах ребят наблюдалась адекватная оценка поведения людей, поступков героев, качеств характера. Заметно улучшилось поведение и общение детей друг с другом: они стали более дружелюбными, открытыми. Значительно повысилась культура поведения в быту. Ребята стали употреблять вежливые слова, научились рассуждать, делать выводы. Отмечается и улучшение успеваемости в школе, большая контактность и активность.

В библиотерапевтическом процессе отчетливо проявилось действие закона перехода количественных изменений – в качественные [1, с.254]. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. Целенаправленные, последовательные и планомерные библиотерапевтические воздействия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий, упражнений соответствующее качество проявляется как устойчивое личностное образование.

Подчеркнем, что наше исследование является вторым экспериментом с детьми, нуждающимися в особом педагогическом подходе (первый проведен в 2004 году). Результаты и первого, и второго исследования совпадают. Эффективность библиотерапевтических методик была подтверждена путём сравнения экспериментальной и контрольной групп детей. Можно с уверенностью констатировать, что положительное влияние библиотерапевтических методик на развитие и коррекцию нравственной сферы личности ребенка является не случайным, а закономерным явлением.

Подводя итоги экспериментального изучения эффективности внедрения данной модели библиотерапии в практику работы детской библиотеки №2 г. Могилева, можно заключить, что библиотерапия позволяет формировать нравственные основы личности читателя-ребенка, повысить его самооценку, скорректировать поведение и общение. Не менее важно и привлечение детей к систематическому чтению.

Библиотерапевтическая деятельность может и должна рассматриваться как эффективное средство активации развития личности младших школьников, ее духовных и нравственных основ, коррекции поведения и общения, а также как источник отвлечения от испытываемого дискомфорта.

Следует отметить, что осуществление библиотерапевтического процесса особенно эффективно при наличии тесного взаимодействия библиотеки с социально-педагогическими, психологическими службами, педагогическими коллективами школ, родителями детей группы риска, центрами детского творчества, однако детская библиотека в этом союзе должна занять ключевую, приоритетную позицию.

Таким образом, проблема библиотерапии является в настоящее время весьма актуальной и заслуживает самого пристального внимания со стороны как библиотекарей-терапевтов, теоретиков, практиков, так и специалистов-психологов, медицинских работников, работающих с детьми.

Список использованной литературы:

1.Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс / Ю.Н.Дрешер. – М.: ФАИР, 2007. – 559 с.

2.Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы: указ президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 №318.– Минск: Дикта, 2005. – 24 с.

3.Программа класс-мастерской «Волшебный фонарик»/ сост. Кравченко Г.И., Рыбакова И.А. – Могилев, 2007. – 32 с.

4.Рыбакова, И.А. Зарубежный и отечественный опыт использования библиотерапии в работе с детьми и подростками / И.А.Рыбакова // Бібліятэчны свет. – 2007. - №4. – С.20-22.

5.Agnes, S. M. Bibliotherapy for Socially Maladjusted Children/ Agnes, S. M. // Catholic Educational Review. – 1946. - №44. - pp. 8-16.

6.Olsen, H. D. Bibliotherapy to Help Children Solve Problems/ Olsen H. D. // Elementary School Journal. - 1975. - №75. - pp. 423-429.

7.Pardeck, J. T. Using Bibliotherapy in Clinical Practice with Children/ Pardeck J. T. // Psychological Reports. – 1990. - №67. - pp. 1043-1049.

8.Tews R.M. Bibliotherapy / Tews R. // Encyclopedia of library and information science. N-Y; London, 1969. - Vol. 2. - P. 448-457.

Сведения об авторе

Столярова Ирина Аркадьевна, зав. сектором информационно-идеологической работы Центральной городской библиотеки им. К.Маркса г. Могилева, аспирантка кафедры менеджмента информационно-документной сферы Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ)

Домашний адрес:

212002 Могилёв,

пр-т Пушкинский, д.23 А, кв 1.

Контактный телефон:

(80222) 229578

rybkazolotaya82@mail.ru


5293281026118203.html
5293342928136654.html
    PR.RU™