Интровертность — экстравертность.

В рисунке человека основным показателем интровертности — экстравертности служит его поза. Интровертная поза — руки прижаты к телу или сведены вместе (так что они оказываются внутри контура тела), ноги поставлены близко одна к другой. Экстравертная поза — руки и ноги широко расставлены. Для интровертов характерно изображение длинной, вытянутой вверх фигуры, для экстравертов — широкой. У интровертов фигура чаще выглядит угловатой, у экстравертов — округлой.

В пиктограмме мерой общительности служит количество изображенных людей. Полное отсутствие людей или их наличие всего в одном-двух рисунках

107

указывает на сниженную потребность в общении, интровертность. Замена людей на животных говорит, как правило, об инфантильности и/или о некоторой боязни общения, чрезмерной робости, застенчивости.

Если изображений людей очень много и они присутствуют практически в каждом рисунке, то это свидетельство экстравертности, высокой выраженности потребности в общении. Такая высокая напряженность этой потребности обычно наблюдается при ее острой неудовлетворенности. Исключение составляют неадекватные изображения, где практически один и тот же рисунок человека (людей) символизирует самые разные понятия.

В рисунке несуществующего животного о высокой (обычно — недостаточно удовлетворенной) потребности в общении говорит человекообразность изображенного животного. Для подростков это нормальное явление: для этого возраста характерна чрезвычайно высокая потребность в общении. В младшем школьном возрасте подобное повышение потребности в общении — сравнительно редкая индивидуальная особенность. Иногда это показатель “досрочного” вступления в подростковый кризис.

Если фигура напоминает скорее робота, нежели человека, то это — более явное проявление того, что потребность в общении не удовлетворена.

Угловатость, механистичность или, тем более, машинообразность изображенного животного говорит об интровертности, а в случаях особой выраженности — об аутизации и тенденции к уходу от социальных контактов. В норме животному “не положено” иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.

Об особенностях общения многое может прояснить рассказ об образе жизни животного. В частности, большое значение имеет описание места, где оно живет. В нем нередко прямо проявляется чувство одиночества. Об этом свидетельствуют такие указания места проживания как “под землей”, “в пещере”, “в космосе”, “на другой планете” (если не описаны другие существа, живущие на этой планете).

Специально на выявление особенностей сферы общения направлены вопросы о том, с кем вместе живет придуманное животное и есть ли у него друзья. Как правило, в ответах на эти вопросы идет прямая проекция, т. е. ребенок напрямую раскрывает свое представление о себе. Из этого правила есть два основных исключения. Во-первых, оно неприменимо в том случае, когда в рассказе вообще отсутствует идентификация с изображенным животным (см. выше, в описании признаков агрессивности). Во-вторых, не следует рассматривать как прямую проекцию утверждения о том, что животное “дружит со всеми” или что “у него очень много друзей”, но без конкретизации того, что это за друзья. Такие утверждения обычно говорят о высокой, но неудовлетвореннойпотребности в общении.



108

В рисунке дома особое внимание следует обратить на окна и дверь. Если изображены большие окна и дверь (особенно — открытые), то это признак стремления к широким контактам. Такие рисунки характерны для экстравертных, общительных детей. Напротив, особо маленькие окна и дверь типичны для интровертных, замкнутых детей.Зарешеченные окна — это, как правило, признак того, что ребенок боится агрессии, у него имеется потребность в защите от потенциально опасного окружающего мира. Так же интерпретируются и оконные рамы в том случае, когда они утрированы и внешне напоминают решетку. Возможно и другое значение решеток: они могут выражать ощущение своей несвободы, полной зависимости от родителей (“тюремная решетка”). Весьма часто оба значения сочетаются, так как источником боязни окружающего мира часто является высокая зависимость ребенка от родителей. Если при ответе на вопрос о том, кто живет в доме, выясняется, что в нем живет только один человек, то это свидетельствует о чувстве одиночества.

В рисунке дерева широко расходящиеся в стороны ветки (широкая крона) обычно свидетельствуют об экстравертности, направленности ребенка на общение. Изображение узкой кроны (например, как у пирамидального тополя) характерно дляинтровертных детей с низкой потребностью в общении (или опасающихся общения).

Важнейший показатель эмоциональной насыщенности общения — изображение рук на рисунке человека. Редуцированные (резко уменьшенные) или отсутствующие кисти рук, отсутствие пальцев или полное отсутствие рук обычно говорит о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами. Это может быть сильная интровертность или аутизация (тогда отсутствие кистей сочетается с признаками интровертности). Возможен вариант широкого, но формального, поверхностного общения (тогда отсутствие кистей сочетается с экстравертной позой). Отсутствие кистей может быть также признаком невладения средствами общения (т. е. неумения общаться). Отсутствие кистей рук может быть мотивированным (руки за спиной или в карманах) и немотивированным (руки как бы обрезаны). Интерпретация в том и другом случае одинакова.



Резкая преувеличенность кистей, особо длинные пальцы при экстравертной позе — это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

Если в пиктограмме рисунки людей подробны, а не условны, то их можно интерпретировать на основе тех же критериев, что и тест “Рисунок человека”. Так, отсутствие кистей рук при детальной прорисовке других частей тела обычно указывает на серьезные проблемы в сфере общения.

109


5290831744368750.html
5290867694995014.html
    PR.RU™